ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович

Олег Янковский

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР и РФ

Родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Карагандинской области Казахской ССР.
Отец - Янковский Иван Павлович, до Октябрьской революции служил в армии, был штабс-капитаном лейб-гвардии Семёновского полка, в советское время репрессирован.
Мать - Янковская Марина Ивановна, работала бухгалтером.
Супруга - Зорина Людмила Александровна, Заслуженная артистка России, актриса Московского театра "Ленком".
Сын - Янковский Филипп Олегович (1968 г. рожд.), актёр, режиссёр, продюсер.
Внук - Иван, внучка - Елизавета.

Детство Олега Янковского прошло в Казахстане, куда была сослана семья. Опасаясь ареста, мать сожгла все архивы, свидетельствовавшие о дворянских корнях Янковских. Жили впроголодь (Марина Ивановна выучилась на бухгалтера, и одна кормила троих сыновей и свою мать), ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но при этом хранили обширную библиотеку, учили иностранные языки, много читали.

Со временем Янковские перебрались в Саратов. Старший из братьев - Ростислав - начал играть еще в Джезказгане, потом уехал в Минск, в Русский театр. 14-летнего Олега он забрал к себе. Там Янковский-младший дебютировал на сцене.

Вернувшись в Саратов, Олег Янковский поступил в Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова. После окончания учебы в 1965 году его зачислили в труппу Саратовского драматического театра, где на первых порах ему доводилось играть в основном эпизодические роли. Но в его судьбу вмешался случай.

Театр гастролировал во Львове. Артист зашёл в гостиничный ресторан и уселся обедать. А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с женой Валентиной Титовой и другими членами съёмочной группы будущего фильма "Щит и меч". Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: "Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша". Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но... "Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом". Слава богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...

Благодаря фильму "Щит и меч" и следующей картине - "Служили два товарища" - Янковский стал суперпопулярным. В театре пошли серьёзные большие роли, в кино - масса предложений: фильмы "Зеркало" и "Ностальгия" А.Тарковского, "Полёты во сне и наяву" Р.Балаяна, "Крейцерова соната" М.Швейцера, "Мой ласковый и нежный зверь" Э.Лотяну, "Обыкновенное чудо" и "Тот самый Мюнхгаузен" М.Захарова.

Как-то на съёмках фильма "Гонщики" Олег Янковский попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины. Евгений Леонов, тоже снимавшийся в этом фильме, был так поражён, что, приехав в Москву, без конца рассказывал всем о "счастливчике Янковском". Так это имя услышал режиссёр театра "Ленком" Марк Захаров... Вскоре Янковский вышел на сцену "Ленкома" - сцену, со временем ставшую ему ближе родного дома.

На сцене "Ленкома" наиболее значительными его работами стали роли в спектаклях "Автоград XXI", "В списках не значился" по Б. Васильеву, "Ясновидящий" по Л. Фейхтвангеру, "Синие кони на красной траве" и "Диктатура совести" М. Шатрова, "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского, "Карманный театр" Ж. Кокто, "Гамлет" В. Шекспира, "Школа для эмигрантов" Д. Липскерова, "Чайка" А. Чехова, "Варвар и еретик" (по роману Ф.М. Достоевского "Игрок"), "Шут Балакирев" Гр. Горина.

Олег Янковский – один из самых загадочных отечественных артистов, вошедший в историю кино как выразитель своего поколения. Он стал избранником смутной, "застойной" эпохи, на которую приходится пик его творческой биографии. Именно тогда сформировался противоречивый образ Янковского: то ли рационального артиста, то ли эмоционального, то ли интеллигента, то ли плейбоя.

Закрытость Янковского – это способ защиты от ненужных искушений, это редкая способность не расплескать свою натуру в суете, в навязанных извне поступках. Уникальность Янковского – в его знаменитых "зонах молчания", его магнетическом взгляде, виртуозной внутренней пластичности и, наконец, в изощренной интуиции, благодаря которой он удержал опасное равновесие. Не задохнулся в беге времени.

Любимые герои Янковского всегда тосковали по полёту за пределами обыденной реальности. Веревочная лестница в небо, обыкновенный сумасшедший дом, дуэль - крайние точки их непредсказуемых маршрутов.

Крепкие профессионалы, они, равно как и сам артист, не боялись сойти с дистанции, потому что не хотели рисковать куда более важным – своей судьбой. Олег Янковский всегда был и до сих пор остается заложником времени. По его ролям можно составить коллективный портрет нашего современника 1970–1980-х годов, тех людей, кто умно, без ложного пафоса проявляли лояльность к системе ("Премия", "Обратная связь"); тех, кто выпадал на обочину жизни ("Влюблен по собственному желанию"); тех, кто плевал на все условности ("Полеты во сне и наяву"), но при этом никогда не врал, даже если, как Мюнхгаузен, любил присочинить, пофантазировать.

Играя раздрызганных, блуждающих и мятежных героев, Янковский как артист расцвел, реализовался в том искусстве, которое и по сей день остается достоверным и незабываемым свидетельством о нашей жизни, о "плохих-хороших" людях, зараженных массовым гамлетизмом, обречённых на боль и маету. "Я не знаю, - признавался он в начале 1980-х, - что это, но чувствую, по энергии, по воображению, по типу личности - сейчас спрос на меня". Этот спрос вытеснял стереотипы восприятия обыкновенного и в то же время неординарного "человека из толпы". Нас привлекал и тревожил двойной свет этого артиста, придававший его искусству миражную расплывчатость. А самоирония Янковского определяла все частные колебания оценок: от "холодного" до "обаятельного", от "бесстрастного" до "нервного". Этот спрос проявился еще в саратовском театре, где он проработал 12 лет и куда ходили "на Янковского". После дипломного Тузенбаха (1965) - хрупкого романтика с обрезанными крыльями - театральный дебют: Ненилло в "Рождестве в доме синьора Купьедло" Эдуардо де Филиппо. И вдруг - обворожительное обаяние, отчаянная наглость шалопая. Потом был недалекий, но с нетривиальным природным чутьем Мешем в "Стакане воды" Скриба; неискушённый, недотепистый Мелузов в "Талантах и поклонниках" и ещё много проходных ролей, на которых обычно держится репертуар. Но судьба подарила и князя Мышкина. Его угловатый, утонченный Мышкин двигался по сцене осторожно, словно боясь споткнуться или кого-то потревожить, а его доверчивый, внимательный взгляд перекрывался вопросительной смущенной улыбкой... Художник спектакля Татьяна Сельвинская вспоминала, что "на репетициях в сценах с Настасьей Филипповной у Янковского проступали темные пятна под глазами. Им вдруг овладевала изнурительная отчаянная тревога..." Правда, Янковский говорит, что к этой роли он только "прикоснулся"...

С начала 1970-х до 1990-х – самые продуктивные годы Янковского, его "золотой запас", обеспечивший статус и репутацию артиста, сохранившего достоинство, недоверие к сиюминутному успеху и в бурные постреволюционные годы. Он не участвовал ни в вульгарных антрепризах, ни в откровенно халтурных фильмах. И себя сберёг. Ведь мало кому – даже из успешных артистов, даже из звёзд – выпал, как Янковскому, счастливый жребий сыграть рефлектирующих исповедальных современных героев и Ленина без грима в публицистическом спектакле "Синие кони на красной траве". Благородного безутешного Беринга в "Оптимистической трагедии" на сцене "Ленкома" и... обаятельного хама, циничного "философа" в фильме Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся", Волшебника из "Обыкновенного чуда", верящего в разумность сумасшедших идей, чарующую индивидуальность Мюнхгаузена, ранимого критика тоталитарного режима и решительного Гамлета в Ленкоме (режиссер Глеб Панфилов), который оказался самым неприятным героем спектакля. Лирическая драма современного Гамлета в "Полетах во сне и наяву" переродилась всего за три (1983-1986) года в жестокий трагифарс. В историческом для Янковского 1983 году его пригласил Андрей Тарковский в "Ностальгию". "Похудеть не сможешь? – Куда? – от неожиданности выпалил я, – вспоминал о первой встрече Янковский. – Хотя я понимал, что ему нужен человек, измученный духовной жизнью в прямом смысле слова. Что это состояние и будет сюжетом фильма. Мы сидели тёплым вечером в маленьком кафе на безлюдной римской площади. Говорили о ностальгии. Как это играть? Что за этим стоит? Только ли берёзки? Но они есть и в Италии. А ностальгия? Наверное, тоже. Вдруг, как в плохом фильме, подошли два мальчика – один с кепкой, другой с аккордеоном – и заиграл "Амурские волны". "Это уж слишком, – сказал Андрей. – Никому об этом не говори. Не поверят".

Тарковский ставил фильм о человеке на изломе, о пути интеллигента-страстотерпца, едва ли не мессии, запомнившем слова некоего безумца о спасении, ждущем человечество, если кто-то пройдёт с горящей свечой бассейн святой Екатерины. Актёр, прикоснувшись к краю водоема, зажжёт от зажигалки огарок и решится. Он пойдет медленно, сдерживая замирающее пламя и собственную сердечную боль. В середине бассейна свеча погаснет. Он вернётся и пойдёт снова. Дрожащей рукой оградит этот огонек надежды. На том же месте он погаснет. Сердечная боль нарастает, ноги не держат, душит участившийся пульс. Он зажигает в третий раз, собирает последние силы будто перед смертью, чтобы уберечь неверное пламя, и доходит. Его мы не видим. Всплеск. Звуки Вердиевского реквиема.

В 1987 году Олег Янковский сыграл еще одну бенефисную - одну из важнейших в своей биографии - роль в фильме Михаила Швейцера "Крейцерова соната". Это был измождённый, изверившийся, несмирившийся человек с расхристанной душой. Горячечный монолог своего героя (то он вспыхивал, то сникал, то судорожно закуривал, то, ободрённый наркотиком, заходился в путаных, сбивчивых признаниях) Янковский проживал с почти забытой на нашем экране силой страсти, с немыслимым, казалось, для его актёрской природы трагизмом.

В начале 1990-х Янковский вернулся из Франции (где полгода играл в европейском театральном проекте) "в другую страну". Её атмосфера, пейзаж, настроения стали неузнаваемы. Поток коммерческой продукции "кооперативного" кино хлынул на экраны, но участвовать в этом Янковский себе позволить не мог. Зато согласился в 1993 году стать президентом Открытого российского кинофестиваля в Сочи (МКФ "Кинотавр"), который стал для него в ту пору формой творческой самозащиты, компенсирующей отсутствие нестыдных или просто приличных ролей.

Тем временем жизнь в стране постепенно налаживалась. В это время, в 1996 году, М. Захаров ставит странную, непоэтическую "Чайку", где Янковский беспощадно и вместе с тем неброско играет Тригорина. В 1999 году ему довелось замечательно сыграть небольшую роль местечкового еврея в мелодраме Салли Поттер "Человек, который плакал" вместе с такими звездами, как Джонни Депп и Джон Туртурро (фильм показывался в официальной программе Венецианского фестиваля). А в середине 1990-х у него были Ляпкин-Тяпкин в "Ревизоре", Персиков в "Роковых яйцах", не принесшие, увы, настоящего удовлетворения, но все же играть текст Гоголя, Булгакова было не стыдно.

И вдруг - в ожидании новой драматургии, неожиданных ролей - Янковский в 2000 году решается (вместе с оператором Михаилом Аграновичем) на режиссёрский дебют и ставит "рождественскую сказку" "Приходи на меня посмотреть". Впервые за 10 лет играет современного героя, "нового русского", который по ошибке забрёл к "старым русским" (великовозрастной дочке - старой деве, ухаживающей за умирающей матерью) и остался с ними. В отличие от "новых русских" хамов с золотыми перстнями, крепкой шеей и квадратными мордами, заполонивших наше кино, у этого "аудитора с дачей на Канарах" всё другое: и лицо, и одежда, и душа, и манеры. Янковский играет легко, подробно и разнообразно. Играет постаревшего Макарова из "Полетов...", который не скурвился, не спился, не стал бомжом. И не утратил вкуса к простодушным романтическим выходкам, Кроме того, Янковский подтвердил нехитрую мысль о том, что хороший артист и в незатейливом материале может выглядеть достойно, не бравируя своими штампами. Хотя мечтал он и об острохарактерных ролях, о буффонаде, о резкой пластике...

Свои роли Янковский делил на декоративные, эксплуатирующие его редкую фактуру, породу, его умение держать спину, носить костюм (недаром он должен был сыграть Тургенева в фильме Сергея Соловьёва), и на те, в которых удалось высказаться по сути, задеть болевые точки уникального универсального состояния, как это было в "Полетах во сне и наяву", "Крейцеровой сонате", "Ностальгии".

До последних дней жизни он был в отличной актёрской форме, играл Петра I в спектакле Марка Захарова по пьесе Григория Горина "Шут Балакирев". У него по-прежнему было самое интересное лицо в нашем кино. И оно, как говорит один из близких Янковскому режиссеров – Роман Балаян, "работает в любом возрасте, в любое время, в любой стране... В нём нет никакой однозначности. А его взгляд, я убеждён, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до святого".

О.И. Янковский - Народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1987, за участие в фильме "Полёты во сне и наяву"), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1989, за участие в фильме "Крейцерова соната"), лауреат Государственной премии РФ (1996, за театральные работы), лауреат премии Ленинского комсомола (1977), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за лучшие актёрские работы за 1983 год". В 1984 году он был признан лучшим актёром года (за фильм "Влюблён по собственному желанию) по опросу журнала "Советский экран"; в 1988 году стал обладателем приза "За выдающийся вклад в профессию"; в 1991 году удостоен премии "Ника" в номинации "Актёр года"; в 1993 году - премии имени А.А.Ханжонкова "Кинособытие года", в 2001 году - премии имени К.С. Станиславского. Артист награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV и II степени.

Янковский, как и положено человеку, родившемуся под знаком Рыб, склонен был воспринимать мир мистически. Он запоминал сны, верил в приметы: обходил черных кошек стороной, то и дело стучал по дереву...

Тяжёлая болезнь стала неожиданностью для всех. Актёр скончался 20 мая 2009 года в Москве.

 

Роли в театре:

Саратовский драматический театр
«Чти отца своего» Виктора Лаврентьева — Севка Кичигин
«Женский монастырь» Владимира Дыховичного и Мориса Слободского — брошенный муж
«Судебная хроника» Якова Волчека — Вадим Бабичев
«Затейник» Виктора Розова — Эдуард
«Баловень судьбы» Юрия Мячина — Дмитрий Николаевич
«Стакан воды» Эжена Скриба — Мешем
«Идиот» Достоевского — князь Мышкин

Ленком
1973 — «Автоград XXI», по пьесе Ю. Визбора и М. Захарова
1975 — «В списках не значился» Юрия Визбора по повести Бориса Васильева
«Ясновидящий» Лиона Фейхтвангера
1978 — «Революционный этюд» («Синие кони на красной траве»), по пьесе Михаила Шатрова — Ленин
«Диктатура совести» Михаила Шатрова — Посторонний
1983 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского — Беринг
«Карманный театр» Жана Кокто
1986 — «Гамлет» Шекспира. Режиссёр: Глеб Панфилов — Гамлет
«Чайка» А. П. Чехова
«Варвар и еретик» (по роману «Игрок» Ф. М. Достоевского)
«Шут Балакирев» Григория Горина
«Женитьба» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Марк Захаров — Жевакин

 

Роли в кино:


1968 — Щит и меч — Генрих Шварцкопф
1968 — Служили два товарища — Андрей Некрасов
1969 — Жди меня, Анна — Сергей Новиков
1969 — Я, Франциск Скорина — Франциск Скорина
1970 — О любви — Андрей
1970 — Расплата — Алексей Платов
1970 — Сохранившие огонь — Семён
1970 — Операция «Хольцауге» — Франк Риттер
1972 — Гонщики — Николай Сергачёв
1974 — Гнев — Леонте Чеботару
1974 — Зеркало — Отец
1974 — Под каменным небом — Яшка
1974 — Премия — парторг Лев Алексеевич Соломахин
1974 — Сержант милиции — «Князь»
1975 — Доверие — Пятаков
1975 — Звезда пленительного счастья — Кондратий Рылеев
1975 — Мой дом – театр — Горев
1975 — Полковник в отставке — Алексей
1975 — Чужие письма — Пряхин
1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — Сергей Попов
1976 — Длинное, длинное дело — Воронцов
1976 — Сентиментальный роман — Илья Городецкий
1976 — Сладкая женщина — Тихон Соколов
1976 — Слово для защиты — Руслан
1977 — Обратная связь — Сакулин
1978 — Мой ласковый и нежный зверь — Сергей Петрович Камышев
1978 — Обыкновенное чудо — Волшебник
1978 — Поворот — Виктор Веденеев
1979 — Тот самый Мюнхгаузен — Мюнхгаузен
1979 — Открытая книга — Раевский
1980 — Мы, нижеподписавшиеся — Геннадий Семёнов
1981 — Повести Белкина. Выстрел — Граф
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — Джек Стэплтон
1981 — Шляпа — Дмитрий Денисов
1982 — Ностальгия — Андрей Горчаков
1982 — Поцелуй — Рябович
1982 — Влюблён по собственному желанию — Игорь Брагин
1982 — Полёты во сне и наяву — Сергей Макаров
1983 — Дом, который построил Свифт — Свифт
1984 — Два гусара — Отец и сын Турбины (две роли)
1986 — Храни меня, мой талисман — Алексей
1987 — Крейцерова соната — Василий Позднышев
1987 — Филёр — Воробьев
1988 — Мой двадцатый век — Z
1988 — Убить дракона — Дракон
1990 — Мадо, до востребования — Режиссер
1990 — Паспорт — Боря
1991 — Цареубийца — Смирнов и Николай II
1992 — Сны о России — Лаксман
1992 — Тьма — Террорист
1993 — Я – Иван, ты – Абрам — Граф
1994 — Немой свидетель — Ларсен
1995 — Первая любовь — Отец
1995 — Роковые яйца — Владимир Ипатьевич Персиков
1995 — Терра инкогнита — Писатель
1996 — Ревизор — Ляпкин-Тяпкин
1997 — Алиса — Кутц
1998 — Райское яблочко — Жора
1999 — Китайский сервиз — Граф Строганов
2000 — Бременские музыканты — Старый Трубадур
2000 — Приходи на меня посмотреть — Игорь
2000 — Человек, который плакал — Отец
2000 — Прокрустово ложе Джордж Ладима
2001 — Поллианна — Мистер Пендлтон
2001 — Метафизика любви — Тургенев
2002 — Любовник — Дмитрий, профессор
2002 — Шут Балакирев — Пётр I
2003 — Бедный, бедный Павел — Граф Пётр Пален
2006 — Доктор Живаго — Комаровский
2007 — Анна Каренина — Каренин
2008 — Райские птицы — Николаша
2008 — Стиляги — отец Фреда
2009 — Царь — Митрополит Филипп (Колычев)

Режиссёр кино:
2000 — Приходи на меня посмотреть

 

Международный Объединенный Биографический Центр.

www.biograph.ru