Юлий Дунский и Валерий Фрид |
||||
Дунский Юлий Теодорович
|
||||
"Служили два товарища в однем и тем полке...", в полку кинодраматургов. И придумывали товарищи Юлий Дунский и Валерий Фрид истории... а, впрочем, "придумывали" ли? Их собственная жизнь сложилась таким образом, что достаточно было быть наблюдательным и честно рассказывать об увиденном. Этот творческий тандем образовался на почве школьной дружбы, с четырнадцати лет, когда был написан первый сценарий – пародия на фильм "Дети капитана Гранта". В 1940-м они вместе поступили во ВГИК, а в 41-м из-за сильной близорукости их не допустили в армию (интересно, что даже внешне они были очень похожи). Но, окончив институт через три года, всё-таки отправились на фронт добровольцами. Защитить Родину не успели – по дороге Фрид и Дунский были арестованы и осуждены на 10 лет исправительно-трудовых лагерей за дружбу с детьми "врагов народа" и участие в молодёжной антисоветской группе, готовящей покушение на Сталина. После освобождения решили остаться на вечном поселении в городке Инта Коми АССР. В Москву вернулись после реабилитации в 1956 году, имея на руках сценарий будущего фильма "Случай на шахте восемь", снятый на "Мосфильме" Владимиром Басовым два года спустя. И с этого времени пошел отсчет богатой творческой биографии длиною в 26 лет и в 37 сценариев. Среди этих картин были героические драмы, комедии, экранизации, исторические и приключенческие ленты, первый советский «фильм-катастрофа». Чтобы понять, какой вклад был внесён выдающимися сценаристами в кино, достаточно перечислить лишь несколько названий: «Служили два товарища», «Старая, старая сказка», «Тень», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», а в числе режиссёров, с которыми работал этот уникальный дуэт сценаристов, – Александр Митта, Ролан Быков, Евгений Карелов, Григорий Чухрай, Надежда Кошеверова, Игорь Масленников, Сергей Микаэлян. Высококлассные профессионалы, Дунский и Фрид не разменивались на поделки, когда перед ними, людьми со столь тяжёлой судьбой, открылась возможность и житейски преуспеть, и не особо при этом кривить душой. Среди их работ вряд ли отыщутся две-три проходные вещи, хотя работали они и в жанре историко-революционного фильма (несомненно удачная «Красная площадь» В. Ордынского, 1970), и в жанре киносказки («Тень» Н. Кошеверовой с великолепным актёрским составом, 1972), писали сценарии для фильма-катастрофы «Экипаж» (1980, реж. А. Митта; сценарий совместно с Дунским, Миттой при участии Б. Уриновского) и для эксцентрической комедии «Семь нянек» (1962, реж. Р.Быков). Вряд ли справедлива высказывавшаяся мемуаристами мысль, что на определенном этапе Дунский и Фрид стали изготовлять исторические сценарии едва ли не поточным методом. Если даже отнести фильм «Высокое звание» (1973, реж. Е. Карелов) к работам проходным (а за него сценаристы среди других авторов дилогии получили Золотую медаль имени А.П.Довженко), то никак не случайным был фильм «Служили два товарища» (1968, реж. Карелов) – и по конфликту (по обе стороны Перекопа была своя правда), и по революционному пафосу (в эпизодической роли Фрид играл своего собственного отца, агитировавшего красных бойцов бороться с грязью и вшами, мешающими воевать). Не случаен и сюжет фильма «Гори, гори, моя звезда» (1969, реж. Митта; сц. совм. с Дунским и Миттой), где всем героям приходится выбирать, жить ли, подладившись к обстоятельствам, или делать то, к чему зовёт призвание, и погибнуть. Сценаристы и режиссер будто создавали историческую иллюстрацию к известному вопросу «С кем вы, мастера культуры?» – в фильме все персонажи так или иначе связаны с искусством. Этот всегда актуальный для России вопрос как бы заново осмысливался в годы безвременья, в канун 1970-х годов. Прямая конфронтация с эпохой характерна не для всех работ Дунского и Фрида, но если избранная тема говорила, скорее, о характере и пристрастиях времени, то решение этой темы почти всегда свидетельствовало о характере и пристрастиях сценаристов. Их интересовали человеческие характеры, раскрывающиеся в различных обстоятельствах, и потому лучшие их сценарии – это развернутые киноповести, с подробностями и мелкими деталями. Интерес к жанровому кинематографу и редкое умение делать жанровое кино Дунский и Фрид продемонстрировали в музыкально-авантюрной комедии «Не бойся, я с тобой!» (1981, реж. Ю. Гусман) и превосходной стилизации «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1979, реж. И. Масленников), задавшей тон всем другим фильмам об этих героях режиссера Масленникова. Когда сегодня говорят о кризисе идей в кинематографе, о глобальном засилье агрессии и зла, бьющего зрителя с "волшебного экрана", когда мы имеем дело с новым кино, каждый раз ждёшь чего-то обнадёживающего в образовавшейся пустоте. И трудно постичь, почему же кинематографисты, творившие в сложный, трагический период нашей истории, лично пережившие трагедию и страх, вопреки этому несли в мир любовь и радость, старались сделать действительность светлее, чище. Безусловно, это вопрос философский. Это их кредо, их выбор, следование которому было для них долгом и честью. Высокие слова? Да нет. Просто сегодняшние жизнь и искусство эти слова (вместе с их понятиями) отмели. Сейчас неприлично говорить о высоком. Но в этом и есть ошибка. Идеи и идеалы – вот на чем держится искусство Дунского и Фрида и чего не хватает большинству современных кинематографистов. Не хватает нынешнему кинематографу и самих Юлия Дунского, ушедшего из жизни в 1982 году, и Валерия Фрида, скончавшегося в 1998-м. После смерти Дунского Фрид написал немного, отдавая время и силы работе с молодыми кинематографистами. По его сценариям сняты сказки и жестокий фильм о ГУЛАГе "Затерянный в Сибири". За два года до кончины В. Фрид издал книгу своих мемуаров "58 1/2". Записки лагерного придурка" – воспоминания о счастливой дружбе двух талантливых людей, прошедших огонь, воду и медные трубы. Премию «Ника» за 1995 год, полученную Фридом в номинации «Честь и достоинство», в равной степени разделяет и не доживший до этого дня его друг.
|
||||