|
Киностудия «ЛЕНФИЛЬМ»
|
Ленинград, Каменноостровский (Кировский) пр., д. 10
59.957982, 30.317300 |
unikino.spb.ru |
Пожалуй, логично будет начать именно с этого места, ведь это здесь, в павильонах Ленфильма, снимались и квартира великого сыщика, и многие другие помещения. Здесь же происходили все прочие стадии кинопроизводства – от фотопроб и пошива костюмов до монтажа, озвучания и худсовета. |
Фото – Александр Щепин, 2011 |
Фото – teitr_k |
Фото – Дмитрий Фуфаев, "Петербургский дневник" |
Старейшая киностудия СССР и России была основана 30 апреля 1918 года решением наркома просвещения А.В. Луначарского, под названием Петроградский кинокомитет Союза Северных Коммун. Название Ленфильм киностудия носит с 1934 года.
Современный логотип студии с Медным всадником (художник Марина Бологовская, оператор комбинированных съёмок Эдгар Штырцкобер) впервые появился в титрах картины «В городе С» Иосифа Хейфица в 1966 году. За 90 лет существования киностудии было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд мирового киноискусства. |
Ленфильм, 1966 |
221b.ru, 2021 |
Квартира Холмса была выстроена в третьем павильоне (построенном в 1936 году), в котором уже давно ничего не снимают. Ещё в конце 1980-х годов, когда в здании был проведён капитальный ремонт, оно рассматривалось как идеальное помещение для премьерного показа российских фильмов, однако в критические для "Ленфильма" с финансовой точки зрения 1990-е годы павильон был сдан в аренду коммерческим предприятиям. Сейчас в бывший павильон можно зайти со стороны Каменноостровского проспекта, а в прежние годы вход был с тыльной стороны здания, через большие ворота. |
221b.ru, 2008 |
221b.ru, 2022 |
221b.ru, 2008 |
221b.ru, 2012 |
Помимо декорации "Квартира Холмса" на 1500 п/м, здесь была выстроена декорация "У дома Холмса" на 500 п/м: фрагмент улицы с фасадами домов и булыжной мостовой. Оригинальный подробный план квартиры, который был сделан на большом листе ватмана за подписью Марка Каплана, не сохранился. Но осталась быстрая копия для восстановления декорации к съёмкам "Собаки Баскервилей".
|
"У дома Холмса", 1979 |
"Квартира Шерлока Холмса", М.Каплан / Б.Маневич, 1981 |
Внутри третий павильон давно перестроен (там теперь 2 этажа), и судить о том, каким он был, можно лишь по другим, ныне действующим павильонам (вот, к примеру, четвёртый и пятый). |
www.lenfilm.ru |
www.lenfilm.ru |
В пятом павильоне, например, снимались сцены в купе поезда. На натуру «комбинаторы» выезжали в район то ли Гатчины, то ли Пушкина. На открытом ЗИЛе ехали по асфальтированному гладкому шоссе, без столбов и прочих мешающих объектов, и снимали леса и поля. А уже в павильоне делали совмещение по методу фронтпроекции: проектор устанавливался с помощью полупрозрачных зеркал на оптической оси камеры и посылал изображение фона с натурными видами на светоотражающий экран, перед которым была установлена декорация купе. |
Ленфильм, 1980 |
Ленфильм, 1980 |
Для пущего эффекту купе немного раскачивалось. Художники сами оклеивали экран светоотражающей плёнкой «скотчлайт» (как на дорожных знаках – этой же плёнкой «красили» и собаку Баскервилей). Изначально эта установка делалась для совместной с США картины «Синяя птица» в 1976 году. |
Ленфильм, 1980 |
Ленфильм, 1980 |
Тем же способом снимался эпизод с видом из окна, когда Холмс и Ватсон смотрят на выходящий из тоннеля поезд («ХХ век начинается»). Это была передовая по тем временам технология, хотя и довольно сложная – важно было синхронизировать открытие обтюратора камеры с обтюратором проектора, чтобы изображение фона было синхронно с актёрской сценой, иначе оно становилось невидимым. |
Ленфильм, 1986 |
Ещё из новинок того времени была технология «синего экрана». Этот приём уже использовался в телевидении, но на киноплёнке на студии «Ленфильм» он был применён впервые. Он давал возможность маскирования изображения и последующего совмещения. Для придания большего драматизма сцене нападения собаки Баскервилей на сэра Генри, художник комбинированных съёмок В. Оковитый предложил слегка увеличить собаку и снять её рапидом (замедленной съёмкой). Этот эпизод сняли по частям: в павильоне убегающего сэра Генри (ему пришлось бежать строго по линии на полу), и отдельно собаку, бегущую за ним. Затем увеличенную собаку наложили на изображение основной сцены.
рассказал Виктор Оковитый |
Ленфильм, 1981 |
Ленфильм, 1981 |
На тесно заставленном мебельном складе среди тысяч других подлинных антикварных вещей можно найти и кое-что из холмсовского реквизита. Вне интерьеров эти вещи порой трудно узнать, к тому же периодически их приходится ремонтировать, красить, менять обивку. |
Ленфильм, 1980 |
221b.ru, 2007 |
Ленфильм, 1981 |
221b.ru, 2007 |
Ленфильм, 1981 |
221b.ru, 2007 |
Ленфильм, 1980 |
221b.ru, 2016 |
1 – Главный вход.
2 – Первый павильон.
3 – Второй павильон.
4 – Бывший третий павильон (квартира на Бейкер-стрит).
5 – Четвёртый павильон.
6 – Пятый павильон.
|