| Бейкер-стрит, 221b
|
Латвия, Рига, ул. Яуниела
(Jauniela) /
ул. Паласта (Palasta iela), д. 4
56.948569, 24.105137 |
Ленфильм, 1979 |
221b.ru, фото – Рената Римша, 2006 |
Старинная улочка Яуниела, возникшая
в конце XVI века, примыкает к Домскому собору. Нынешнее имя
она носит с 1923 года, а свои границы приобрела в 1936–37 годах,
после образования Домской площади.
И чего здесь только не снималось в советские времена! Одно
перечисление кинокартин заняло бы много места. А падающего на
мостовую «Цветочной улицы» профессора Плейшнера из «17 мгновений весны» можно
было бы увидеть и из окон Холмса – эти дома стоят как раз друг
напротив друга. |
К/с им. М.Горького, "Семнадцать мгновений весны", 1973 |
К/с им. М.Горького, "Семнадцать мгновений весны", 1973 |
Ленфильм, 1979 |
221b.ru, фото – Рената Римша, 2006 |
Однако, дом Холмса и Ватсона 221b, хоть и выходит окнами на Яуниела, имеет адрес ул. Паласта, д. 4 – это официальный адрес музея Истории города Риги и мореходства. Дело в том, что в доме Холмса расположены архивные помещения музея и по его лестнице можно пройти наверх для осмотра музейных залов, пройти их анфиладу и выйти наружу через здание на Паласта. Музей представяет собой единый комплекс из нескольких зданий, в течение столетий встроенных друг в друга, и у него несколько входов. Раньше, до возникновения сложных вопросов с недвижимостью, у дома всё же был адрес по ул. Яуниела, куда входил и тот домик, что прикрывает его с улицы. Потом произошло размежевание и де-юре это теперь Паласта, 4. |
221b.ru, 2015 |
www.hoteljustus.lv |
Дом Холмса и Ватсона расположен чуть в стороне от проезжей части, в маленьком тесном дворике. С первых же кадров авторы фильма постарались скрыть этот факт и создать иллюзию, что фасад дома выходит на проезжую часть. Несколько раз мы видим, как герои идут по улице, а затем подходят к двери дома 221b с правой стороны. Но именно справа никакого прохода нет, там тупик. Подойти к двери с улицы можно только слева, обогнув старинный одноэтажный домик под номером 22, стоящий как раз между домом Холмса и улицей. |
Ленфильм, 1979 |
221b.ru, 2015 |
221b.ru, 2015 |
221b.ru, 2015 |
Лишь в последнем фильме «ХХ век начинается» авторы почему-то сами разрушили свою иллюзию и показали дворик, как он есть.
Увы, фонарь, висевший слева от двери, около 2011 года был – как бы это сказать – утрачен. Долго собирались повесить такой же, но так и не собрались. |
Ленфильм, 1986 |
221b.ru, 2015 |
Несведущий наблюдатель никак не заподозрит, что это здание
– часть монастырского комплекса, а между тем прямо за домом
находится двор Домского монастыря, а над крышей виднеется Домский собор. В 1898 году восточное крыло
монастыря было слегка расширено и, благодаря архитектору Вильгельму
Нейману, у него появился новый фасад.
Как видите, никакой мемориальной доски на доме нет, а могла
бы быть. Хозяева расположенного рядом кафе, которые одно время летом даже ставили свои столики прямо напротив легендарной двери, тоже никак не эксплуатируют имя Холмса, хотя редкому заведению достаётся такой подарок. Оно и понятно – это ведь не латышский фильм...
подробнее... |
Ленфильм, 1979 |
221b.ru, 2015 |
|
Латвия, Рига, ул. Яуниела, д. 25/27
56.948594, 24.105666 |
221b.ru, 2015 |
221b.ru, 2015 |
Есть и другой дом, имеющий право претендовать на звание дома Шерлока Холмса. Он стоит как раз напротив первого, на нечётной стороне улицы. В серии «Кровавая надпись» нам показывают вид, открывающийся из окон гостиной – так вот это как раз здесь. |
Ленфильм, 1979 |
Ленфильм, 1979 |
В «17 мгновениях весны» именно в этом доме находилась проваленная явка, куда так неосторожно забрёл профессор Плейшнер, не заметив цветка в окне. Теперь здесь располагается 4-звёздочный отель и ресторан "Neiburgs". С верхних его этажей открывается роскошный вид на Домский собор. |
221b.ru, 2015 |
221b.ru, 2015 |
Но вряд ли вид из гостиной снимался непосредственно из окна – для второго этажа слишком низко. Скорее всего, это был операторский кран, зависший где-то между первым и вторым этажом. Ну и рама перед камерой.
Кстати, такой же приём был использован незадолго до этого в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», причём на этом же месте, только чуть правее, на углу улицы Краму. Главный герой Джи, судя по этому виду из его окна, тоже жил здесь (не говоря уже о том, сколько реквизита он позаимствовал у Холмса). |
Ленфильм, "Трое в лодке, не считая собаки", 1979 |
«Знакомство»:
1 – Бейкер-стрит.
2 – Дом 221b.
«Кровавая надпись»:
3 – Вид из окна гостиной 221b.
4 – Холмс спешит на помощь Ватсону.
5 – Арест Джефферсона Хоупа.
6 – Хоуп везёт Дреббера в кэбе.
«ХХ век начинается»:
7 – Дом Джеймса Уолтера.
8 – Ватсон спешит к Холмсу на автомобиле.
|
|