| Дом Ирэн Адлер
|
Ленинград, Каменный остров, 2-я Берёзовая аллея, д. 32 / Большая аллея, д. 14,
дача Гаусвальд
59.977862, 30.283721 |
221b.ru, 2019 |
Это одно из первых в Петербурге зданий в стиле модерн (а может быть, даже первое в России) было построено в 1898 году архитекторами Владимиром Чагиным и Василием Шене для жены булочного мастера Густава Гаусвальда, Евгении Карловны. Это произошло, когда по прошению владельцев Каменного острова герцогов Мекленбург-Стрелицких и принцессы Саксен-Алътенбургской свободные участки Каменноостровского парка было высочайше разрешено сдавать в долгосрочную аренду (на 90 лет). В 1897 году был утверждён план разбивки территории на участки. Для сохранения паркового ландшафта новые дома предписывалось строить «посреди сада», не огораживая их глухими заборами. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
Около 1901 года владельцем дачи стал князь Сан-Донато А.П. Демидов, в 1910 г. – юрист Э.С. Мандель, в 1916 г. – жена действительного статского советника К.Э. Шварц. В 1910 г. гражданский инженер Б.А. Липавский надстроил часть дома вторым этажом, а через шесть лет были выполнены пристройки, нарушившие цельность первоначальной композиции.
В советское время здание неоднократно перестраивалось в связи с изменением его функционального назначения. В 1918 году в особняке разместили 3-ю детскую колонию имени А.В. Луначарского, которая просуществовала здесь до 1923 года. Затем здание много лет занимал санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода. Самые серьёзные изменения объект претерпел в результате капитального ремонта в 1984 году (утраты декора, отделки интерьеров). После особняк опустел, находясь под охраной государства. Неоднократно здесь снималось кино – «Дон Сезар де Базан», «Без семьи», «Летучая мышь». |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
В 1990-х годах дачу купила частная компания. В начале 2000-х стало известно, что ею владеет ООО «Импульс» (Олег Дерипаска), её охраняют, но здесь никто не живёт. Прямо за калиткой, перед самым крыльцом, где Холмс впервые увидел Ирэн Адлер, больше 10 лет стоял белый контейнер, в котором находилась круглосуточная охрана, выставляющая с территории любопытных и журналистов. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
В течение многих лет о судьбе дачи ничего не было известно, пока в 2008 г. не разразился скандал. В Комитете по госиспользованию и охране памятников сообщили, что здание находится в аварийном состоянии и не подлежит реставрации – все деревянные конструкции на 85% поражены белым домовым грибом, от которого нет способов избавиться. Бывшие владельцы дачи создали микроорганизмам невероятно благоприятную почву для размножения: не один год текла кровля, не было отопления, а вентиляционные окна в подвале в своё время заложили кирпичом. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
Поэтому было решено, что здание подлежит разборке и уничтожению огнём, а на его месте будет воссоздана его точная копия. При этом под снос попадали и каменные части здания, которые поначалу планировали сохранить. Замалчивался тот факт, что современная постройка не получит статус памятника, а соответственно, её можно будет подвести под любые «государственные нужды» или просто под нужду частного собственника. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
Однако, активисты «Живого города» и группы «Эра» тем временем получили сведения экспертов, которые подтвердили, что спасти здание можно, есть технологии и препараты. Чиновникам указали на существование химикатов группы фунгицидов, прекрасно справляющихся с «белой напастью», но решение о сносе осталось неизменным. |
221b.ru, 2008 |
221b.ru, 2008 |
На официальный запрос в марте 2008 года в КГИОП и Росохранкультуру лишь спустя полгода и не без помощи прокуратуры был получен невразумительный ответ: «Метод применения фунгицидов для обработки конструкций не рассматривался, так как наличие древоразрушающих жуков в данном объекте не обнаружено». В сентябре активисты отправили в прокуратуру обращение, где указали, что усматривают в происходящем признаки «целенаправленного приготовления КГИОП к санкционированию совершения уголовного преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ (Умышленное уничтожение или повреждение памятника истории и культуры) заказчиком строительных работ на объекте – ООО «Импульс». «Единственный поступивший в наш адрес ответ Комитета свидетельствует либо о полной некомпетентности составителей документа в рассматриваемом вопросе, либо о циничном издевательстве», – указывают активисты группы «Эра» и требуют от надзорных органов провести соответствующую проверку, установить и привлечь к ответственности виновных, а также принять все меры к сохранению и реставрации подлинного памятника. |
221b.ru, 2008 |
221b.ru, 2008 |
221b.ru, 2008 |
221b.ru, 2008 |
В сентябре 2009 года защитники особняка обратились ко всем сочувствующим за финансовой помощью для проведения альтернативной экспертизы. Стало известно, что власти могут согласовать снос всего здания, включая каменную часть, по причине поражения грибком. Активистов заверили, что на самом деле грибок не представляет серьёзной угрозы, и предоставили договор с уважаемой организацией, Лесотехнической академией, специалисты которой должны были это проверить. На оплату их работы удалось собрать 61 тысячу рублей из 90 требуемых. |
221b.ru, 2011 |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2013 |
Однако далее договор с Лесотехнической академией был расторгнут, и вместо него защитникам был представлен договор с другой, значительно менее авторитетной и известной организацией. Ни стоимость работ, ни критерии её расчета в этом договоре не устанавливались, однако из устных договорённостей следовало, что сумма должна значительно увеличиться. Затем представители «Живого города» вдруг заявили, что информация о серьёзном поражении здания грибком полностью подтвердилась без экспертизы (хотя не уточняют, каким же именно образом это произошло), и речь идёт только о возможном проценте пораженных конструкций. Одновременно был прекращён сбор денег. И пока активисты группы «Эра» обвиняли «Живой город» в коррупции и мошенничестве, а официальные органы заявляли о намерении сделать всё возможное для максимального сохранения деревянных конструкций и полного сохранения каменных, дача продолжала разрушаться в условиях очевидного отсутствия гласности. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2006 |
А вот и окно, крайнее справа, в которое Ватсон бросил дымовую шашку. Внутри за окном находилась совсем крохотная комнатушка, не имеющая ничего общего с гостиной Ирэн Адлер. Дерево под окнами снесли примерно в 2007 году. |
https://nau-spb.livejournal.com/319881.html, 2013 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2006 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
За спинами прохожих, наблюдающих за пожаром, виден уже знакомый нам особняк Фолленвейдера – он расположен по другую сторону Большого канала, по диагонали. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
А прямо напротив фасада особняка Ирэн Адлер за деревьями виден дом 28 по 2-й Берёзовой аллее – это дача О.Н. Ян / дача Г.К. Болина, о которой тоже стоит немного рассказать. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
Деревянный дом здесь существовал с середины XIX века, впоследствии он многократно перестраивался. Поначалу дом с участком арендовала жена купца О.Н. Ян. С 1872 г. владельцем дома и участка стал действительный статский советник И.А. Мерц. С 1881 г. владелец – потомственный почётный гражданин, швед по происхождению, ювелир Г.К. Болин, позднее ставший поставщиком Императорского двора. Перестройка главного дома велась в 1896–1899 гг. по проекту Г. де Брюера – был проведён капитальный ремонт, фасады были обшиты вагонкой и покрашены. В 1906 г., присоединив к своему владению два арендованных участка, Болин заказал проект двухэтажной деревянной дачи акад. арх. Л.Х. Маршнеру. Строительство завершилось в 1908 г. Прямоугольную в плане дачу украшала застеклённая веранда с металлическим каркасом в стиле модерн, ажурные балконы и множество литых деталей.
В 1916 г., после смерти Г.К. Болина, участок перешел к Е. Болиной, его вдове. После 1917 г. дачи на участке были опечатаны, а в 1918 г. реквизированы. В 1920 г. дачи передали 10-му авиационному отряду истребителей, но тот от них отказался. В 1950-е годы были проведены ремонтные работы и перепланировка. До конца 1980-х дачу Болина использовали как спальный корпус Клинического санатория. Затем дача была оставлена в аварийном состоянии, а в 1995 г. полностью разобрана для «реконструкции». В настоящее время на её месте выстроено здание из железобетона с обшивкой «вагонкой». Добавлен третий этаж и здание своим видом лишь напоминает старую дачу. Тем не менее, дом считается воссозданным и числится в реестре объектов культурного наследия Петербурга. В 2013 году участок был обнесён металлическим забором и обсажен кустами. |
221b.ru, 2008 |
221b.ru, 2013 |
Кэб увозит переодетого Холмса в туман, вслед за экипажами адвоката и его невесты, по 2-й Берёзовой аллее – то есть не влево от фасада дома, как показывают, а в перпендикулярном направлении вдоль Большого канала. Позже этой же дорогой уходит и Ватсон, хотя для встречи с Холмсом ему следует идти в строго противоположную сторону. И здесь, справа вдоль дороги, теперь тоже забор. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2007 |
221b.ru, 2011 |
Пригорок, по которому бежит Холмс, покинув дом Ирэн Адлер, является нейтральной территорией между двумя участками – дачей Гаусвальд и дачей Шварца. А если идти по нему в противоположную сторону, то как раз окажешься возле дома чучельника Шермана – он виден на фото на заднем плане.
Во времена съёмок вокруг дачи Шварца не было никакого забора. Металлический забор появился здесь в начале 2000-х, а ещё один полупрозрачный пластиковый, препятствующий обзору, был сооружён примерно в 2008 году. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2006 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2011 |
Как раз в том месте, где Холмс спустился с пригорка и выбрался на тротуар, и начинается соседний участок с пластиковым забором. Дом за забором мы ещё увидим чуть позже. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2008 |
221b.ru, 2016 |
221b.ru, 2016 |
Но вернёмся к даче Гаусвальд. Таким вот образом, разрушаясь у всех на глазах, она простояла аж до августа 2017 года, когда внезапно здесь всё-таки начался капитальный ремонт. Да и чёрт вдруг оказался не так страшен: один из тех, кто поддерживал снос, реставратор Михаил Мильчик заявил, что прежние выводы были преждевременными, а после детального изучения мнение о состоянии дерева кардинально изменилось, и что можно сохранить до 75% оригинального сруба. |
221b.ru, 2016 |
Главным принципом реставрации дачи было использование аутентичного материала. Того, что в проект закладывали архитекторы в 1898-м, его здесь осталось очень много. Но строение неоднократно меняло предназначение, а ремонты скорее ухудшали сохранность памятника деревянного зодчества. В 1910-м при ремонте внесли конструктивные изменения – деревянному дому перекрыли кислород. От этого особенно пострадала нижняя часть сруба, местами превратилась в труху. Появились т. н. карманы, то есть места, где сосредотачивалась влага. Особенно негативно сказалось закрытие продухов. Деревянное здание должно дышать, проветриваться. Застойный воздух навредил нижней части, а карельскую осину на крыше разрушали грибок и насекомые. Однако самыми губительными стали современные годы: в 1994 г. здание отключили от инженерных коммуникаций. А постоянные заморозки и оттаивания губительны для дерева. |
221b.ru, 2017 |
221b.ru, 2018 |
Если бы не решение реставрировать дачу безотлагательно, принятое в 2017 году, то о памятнике культурного наследия можно было бы смело забыть. Кирпичная башня падала буквально на глазах, поэтому в первую очередь укрепили конструкцию, а потом буквально «раздели» здание – сняли тяжёлую черепицу, плитку, украшавшую стены снаружи и внутри, и даже линолеум и приступили к капитальному ремонту.
Собственником здания является ООО «Импульс», связанное со структурами владельца группы «Базовый элемент» Олега Дерипаски, и реставрация происходила за счёт владельцев. При этом за работами пристально следили представители КГИОП и Министерства культуры. Противоаварийные работы велись под специально возведённым ангаром, чтобы осадки не мешали реставрации. |
Две трети здания выполнены в дереве, сочетание деревянных и каменных конструкций чрезвычайно оригинально. Из пород дерева в основном использована сосна и лиственница. Исторический сруб удалось спасти на 70%, а стропильную систему – на 80%. Полностью заменены только три ряда сгнивших нижних венцов – это самое «больное место» деревянных зданий, особенно учитывая высокие грунтовые воды на данной территории. Также заменены небольшие участки сруба, повреждённые жуком-древоточцем. Гнилые конструкции заменили тоже дореволюционными, но взятыми с других объектов-доноров (в Лужском районе подрядчик закупал для разборки старинные дачи, не признанные памятниками). Обследованы грунты, усилен и более чем на 80% сохранён фундамент из бутового камня. Стоимость работ оценивается в 500 миллионов рублей. |
221b.ru, 2018 |
221b.ru, 2018 |
Камины и печи сделали бутафорскими. Вместо исторических кирпичных труб, тянувшихся с первого этажа на крышу, выполнены металлические конструкции, напоминающие решётчатую конструкцию башенного крана. Наиболее серьёзное вмешательство было связано с необходимостью создания подземного этажа: ради этого проектировщики решили пожертвовать историческими столбчатыми фундаментами особняка, находящимися под охраной, а нижние венцы деревянного сруба стен очень кстати оказались подгнившими. Изначально реставраторы планировали обновить только здание дачи, но позже взялись и за служебные постройки.
При разборе аварийного дома обнаружено немало любопытных находок – образцы линолеума, обоев XIX века, письма, фрагменты газет и изразцов печи. Найдена живопись, которая была закрашена в советское время. |
Здание реставрировали и воссоздали по образцу 1916 года. К тому моменту её дважды перестраивали и некоторые элементы фасада ещё тогда стали деталями интерьеров. Тогда же к зданию особняка были сделаны надстройки и пристройки. Фасаду возвращён исторический оливковый оттенок – в процессе работ обнаружились деревянные элементы, окрашенные в этот цвет. |
221b.ru, 2019 |
221b.ru, 2019 |
221b.ru, 2019 |
221b.ru, 2019 |
Памятники, подобные даче Гаусвальд – вымирающий вид. По всей России их не больше пяти. Ещё недавно гибель дачи была практически предрешена. А сегодня этот удивительный деревянный особняк имеет перспективы стать одним из тех редких объектов, где процент новодела минимален. В 2019 году ремонт завершился и особняк предстал во всей красе. Здание планируется использовать под офисные и представительские цели. |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2019 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2019 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2019 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2019 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2019 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2019 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2019 |
Ленфильм, 1982 |
221b.ru, 2019 |
Однако, на этом злоключения особняка не закончились и горожанам недолго довелось им любоваться. Вскоре после окончания реставрации вокруг участка вырос несогласованный забор из тёмного полупрозрачного полимера, почти вдвое выше исторического ограждения. Этот факт зафиксировала выездная проверка Комитета по охране памятников. КГИОП обратился в арбитраж с иском к собственнику, требуя демонтировать новодел, и в феврале 2021 года суд подтвердил правоту чиновников, обязав владельца в течение полугода с момента вступления решения в силу снести полимерное ограждение. Как указано в тексте, забор «нарушает объёмно-пространственную композицию памятника, искажает его облик и восприятие». Решение не было оспорено и вступило в силу. Срок исполнения решения арбитража истёк в августе 2021 года. |
221b.ru, 2021 |
Но, несмотря на это, демонтировать ограждение и открывать вид на особняк хозяева не собирались. Напротив, планировали согласовать проект ограждения в КГИОП. Более того, летом 2021 года по периметру участка дачи Гаусвальд плотно высадили ели, чтобы заслонить здание от любопытных глаз. По мере роста деревьев, фасад особняка будет скрыт полностью, как уже произошло, например, с дачей Клейнмихель. В КГИОП подтвердили, что и высадка елей также не согласована проектом и является самовольной, а Комитет работает над привлечением хозяина к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ (нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны памятников).
В 2022 году пластиковый забор был демонтирован, однако, незаконно высаженные ели остались. |
1, 2 – Дорога к дому Таддеуша Шолто.
3 – Дом Бартоломью Шолто «Пондишери-Лодж».
4 – Дом чучельника Шермана.
5 – Холмс и Ватсон бегут по следам Смолла.
6 – Дом Ирэн Адлер.
7 – Дорога к церкви Св. Моники.
8 – Холмс знакомит Ватсона со своим планом.
9 – Ватсон поджидает Холмса после «спектакля».
10 – Холмс получает конверт от Ирэн.
|
|