| Появление собаки Баскервилей
|
Ленинградская область, Гатчинский район,
пос. Пудость
59.619423, 30.032335 |
Пудость – посёлок в 7 км к северу от Гатчины. Это место – одно из самых загадочных во всей холмсо-географии: непонятно толком, что же именно здесь снимали, а где конкретно это снимали – неизвестно вовсе. Игорю Масленникову и оператору Владимиру Ильину пудостские каменоломни приглянулись тем, что были похожи на эстонские – по крайней мере, им так казалось. Нужно было снять пробег светящейся собаки, собака была ленинградская, везти её в Эстонию никому не хотелось, и нужно было найти натуру поближе. А поскольку собака замучила всех – не хотела бежать на камеру, не так светилась, не была страшная и т. п. (вся эта эпопея описана в разделе «История»), то в Пудость группа выезжала аж пять раз в течение месяца, и всё по ночам. |
Ленфильм, 1981 |
Карта 1817 года |
Карта 1860 года |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2010 |
Здесь следует рассказать, чем же знаменита Пудость и её каменоломни. В окрестностях посёлка часто бывали на охоте российские императоры. Здесь неоднократно отдыхал поэт Игорь Северянин. Рядом с посёлком находятся каменоломни, где в XVIII–XIX веках добывали известковый туф – так называемый пудостский камень, использовавшийся для постройки и облицовки многих строений в Санкт-Петербурге, Гатчине, Павловске и Царском селе. Добывать его было не так уж и сложно – под землёй он достаточно мягок, легко поддаётся пилению и шлифовке, но, пробыв некоторое время на воздухе, он отвердевает и становится прочным. Различается несколько сортов пудостского камня, в зависимости от глубины его залегания. Верхние слои являются известковым туфом. Он порист, как пемза, и более мягок, чем нижний слой – собственно известняк. |
Фото – Артём Топчий, 2007 |
221b.ru, 2011 |
Специалисты считают, что по составу он схож с травертином, из которого сложены многие памятники Западной Европы, включая Колизей и Собор Святого Петра в Риме. Главным достоинством пудостского камня нужно считать его сходство с древним камнем, как бы выветрившимся за столетия. Именно этим объясняется его популярность в эпоху классицизма, когда по всей Европе возводили современные «древности» в римском и греческом стиле. Любое сооружение, возведённое из пудостского камня, сразу же становилось похожим на старинное. Это его свойство широко использовалось в ландшафтной архитектуре. Например, Ринальди при создании знаменитого грота «Эхо» (1770) облицевал его выход грубыми глыбами туфа, передав дикий первобытный хаос необузданной природы. |
221b.ru, 2011 |
Фото – Евгений Пешков |
В 1755 году для оформления кровли Зимнего дворца по рисункам Растрелли из пудостского камня было вырезано 178 скульптур-аллегорий. Изваяния покрыли известковой краской, отчего они были неотличимы от мраморных, хотя стоили гораздо дешевле. К сожалению, эти скульптуры сильно пострадали при пожаре 1837 года и были впоследствии заменены на медные. Но и сегодня во многих сооружениях Петербурга можно встретить пудостский камень: это облицовка стен и колонн Казанского собора, скульптуры Ростральных колонн, здания Биржи, Горного института, наземный вестибюль станции метро «Площадь Восстания». В Павловске это «Большие круги», Колоннада Апполона, пьедесталы под скульптуру. В Царском Селе – Нижний ярус Камероновой галереи и Пандус. А в Гатчине этот камень встречается на каждом шагу. Он использован практически во всех парковых воротах и мостах. Из него сложены Амфитеатр, стены Павильона Орла и Лесной Оранжереи, терраса-пристань, терраса на проспекте 25-го Октября, терраса Собственного сада, Сильвийская стена, здание суконной фабрики. Из него изготовляли балюстрады и декоративные вазы, им облицован вестибюль Большого Гатчинского дворца и подпорная стена Приоратского дворца. |
Фото – Александр Осокин |
gatchinapalace.ru |
Однако запасы пудостского камня оказались небезграничны. С середины XIX века остатки залежей использовали только для изготовления фильтров для воды и выжигания извести, и когда в конце XIX века проводился ремонт отдельных парковых сооружений, сложенных из пудосткого камня, мастера оказались в сложном положении: отсутствовал требуемый материал. Пришлось снимать часть облицовки, срезать пудостский камень с тыльной стороны, облицовку возвращать на место, а срез использовать для восполнения утрат. В 1920-х годах этот камень ещё использовался при реставрации скульптур Ростральных колонн, но в дальнейшем месторождение разрабатывалось уже с помощью взрывчатки. Драгоценный камень шёл на щебень. Трудности у реставраторов возникли и в 1980-х годах, когда восстанавливались Карпин, Львиный мосты и Мост с кордегардиями. Первый мост пришлось облицевать азербайджанским известняком, отдаленно напоминающим пудостский. Два других возвели с применением гранита, что значительно ухудшило их облик с учётом и без того низкого качества проводившихся работ. |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2010 |
На сегодняшний день возле Пудости остались лишь заброшенные каменоломни, обросшие травой, кустарником и множеством слухов и легенд. Некоторые карьеры и провалы пользуются дурной славой, что немудрено. Надо полагать, не один невольник нашёл здесь свою кончину от непосильного труда. Поговаривают, что во время войны в старых каменоломнях немцы устроили какие-то секретные лаборатории, тайные склады с оружием, которые то ли сами взорвали при отступлении, то ли наши сотрудники госбезопасности после войны завалили ходы. |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2010 |
В 80-е годы в старые полуразрушенные каменоломни хлынули искатели приключений из Ленинграда. Непонятно, что хотели найти энтузиасты-спелестологи – тайники Третьего Рейха или клады, но приключений, говорят, нашли. Их рассказы про призрак старого каменотёса Ивана Горбатого, растения-мутанты, странные аномальные явления в подземельях добавили дурной славы каменоломням. |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2010 |
Официально карьер был закрыт ещё в 70-е годы – считалось, что пригодного для реставрации камня там уже не осталось. Однако, по некоторым данным, это не совсем так. Нелегальная добыча камня продолжается. Воры – как правило, профессионалы в добыче и обработке камня. Не платя ни копейки государству, они пилят туф, а потом сбывают реставраторам, которых понять можно: если они не будут покупать у браконьеров туф, им нечем будет работать. Ближайшее месторождение аналогичного туфа, который мог бы использоваться в реставрационных целях, находится на юго-западе Псковской области, практически на границе с Латвией. Возить оттуда туф недёшево. Кроме того, добытый камень нельзя везти сразу – он крошится и мнётся, он должен полежать на воздухе и созреть. В общем, мороки много. А вот почему туф не добывают в Пудости легально, если ещё явно есть что брать, – вопрос крайне занятный. Кому-то выгодно ночами пилить туф бесплатно, а днём с оглядкой толкать его в городе, и кому-то выгодно делать вид, что этого явления не существует. |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2011 |
Вот в такие интересные места группа и отправилась доснимать то, что не сняли в Эстонии. Сейчас уже трудно сказать, как эти места выглядели в 1981 году и были ли здешние каменоломни похожи на таллинские. Однако на сегодняшний день сходство уже практически не прослеживается. Местность интересная, холмистая, но никаких знакомых по Фильму пейзажей здесь обнаружить не удалось. Сами каменоломни находятся за воротами, на которых написано «Заповедник Ельник», и лишь примерно три десятка заколоченных входов в штольни напоминают о былых разработках. Эти холмики с дверями можно было бы использовать в роли бывшего рудника на островке посреди трясины – но, как мы знаем, не использовали. |
Ленфильм, 1981 |
Ленфильм, 1981 |
Поскольку бегущую собаку снимали в темноте, остаётся непонятным, зачем группа ездила в такую даль пять раз. Собака могла пробежаться совершенно где угодно, хоть на городском пустыре. В кадре не видно ничего, кроме нескольких камней, которые прожектор высвечивает на несколько секунд. Похожие камни в окрестностях обнаружить не удалось. |
Ленфильм, 1981 |
Ленфильм, 1981 |
Кроме того, нашёлся очевидец съёмок, показания которого не только не прояснили дело, но ещё больше его запутали. По воспоминаниям очевидца, там были Ливанов, Соломин, Брондуков, а также Селден или его дублёр, и ещё дублёры Янковского и Купченко. Во-первых, снималась сцена гибели Селдена, где тот лежит на земле, а Ватсон его аккуратно переворачивает (тут Соломин даже поспорил с Масленниковым, как профессиональный врач должен дотрагиваться до тела), а тут и Стэплтон появляется. Во-вторых, снималась сцена, в которой Лестрейд говорит: «Ну раз на мне брюки, значит и задний карман на них есть...» Сюда привезли те огромные каменные столбы из папье-маше, а снимали в каком-то карьере, в темноте, поэтому теперь место уже не найти. |
Ленфильм, 1981 |
Ленфильм, 1981 |
Что касается заднего кармана Лестрейда, то в Фильме в этот момент, как мы помним, компания едет на коляске по местности, напоминающей отвалы химкомбината Маарду. Причём, Лестрейд виден только со спины, так что это может быть вовсе и не Брондуков, а его дублёр. А вот насчёт сцены гибели каторжника стоит призадуматься. В кадре видны холмы, возможно искусственного происхождения, и круглые валуны, не похожие на плоские слоистые камни таллинской каменоломни. В Пудости на собственно каменоломнях камней нет вовсе, однако в округе похожие валуны всё же имеются. Один такой карьер, превратившийся в пруд, находится в непосредственной близости от жилых домов. По берегам разбросаны группы камней – все они были изучены, но знакомых валунов среди них не нашлось. |
221b.ru, 2011 |
221b.ru, 2011 |
221b.ru, 2011 |
221b.ru, 2011 |
Ещё один карьер с валунами, постепенно превращающийся в свалку, находится в паре километров от первого. Но и там не лучше – силуэт холмов другой, подходящих деревьев нету, а камни есть, но их гораздо меньше, чем в сцене с Селденом. |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2010 |
Встречается ещё несколько россыпей камней, но все они не слишком выразительные. Есть только один приметный валун, выше человеческого роста, лежащий над обрывом. Если бы группа туда добралась – его наверняка бы сняли. Ничем не хуже бутафорских столбов, и даже Холмс мог бы на нём постоять на фоне Луны. |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2010 |
221b.ru, 2010 |
Кстати, о столбах – если их действительно возили сюда, то непонятно, зачем. Ни в сцене с каторжником, ни в сцене с собакой, никаких столбов нет. Лестрейда и сестры-жены Стэплтона в этих сценах также не наблюдается. Самого Стэплтона возле тела каторжника мы видим только спереди, и ни разу со спины – так что дублёр ему здесь вроде тоже ни к чему. В общем, сплошная загадка. Остаётся надеяться, что отыщутся и другие свидетели, которые смогут внести ясность – что здесь снималось и где.
Ну а само нападение собаки снималось в павильоне, о чём можно прочитать здесь.
подсказали Игорь Масленников, Big_mmike |
Точное место не найдено.
|
|