В апреле 2000 года Холмс и Ватсон вернулись на экран в новом, неожиданном формате – на российском телевидении состоялась премьера 13-серийного фильма «Воспоминания о Шерлоке Холмсе».
Игорь Масленников, режиссёр:
Наши серии были нестандартными. По советским меркам фильмы продолжительностью меньше часа считались короткометражкой. А значит – совсем другое финансирование. Поэтому все серии снимались из расчёта – чуть больше часа: час десять, час пятнадцать. А это не товар для иностранного телевидения. Там строгое правило: серия – 52 минуты.
Приводя «Холмса» к современным стандартам, мы попали в неприятную ситуацию. В самом конце ХХ века канал ОРТ занялся переформатированием прежних телефильмов, среди которых «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень» и другие. Но в тех фильмах – одна история, и достаточно было склеить все серии в одну большую, а затем порезать по пятьдесят две минуты, чтобы получился новый формат. У нас же каждая серия – это отдельная история.
Сделать новый формат было сложно, но очень хотелось, ведь они переводили оригиналы фильмов на цифровую основу. От этого фильмы стали замечательно выглядеть, сразу обновились, помолодели. К тому же новый формат позволил бы нам продавать их по всему миру.
Как мы это сделали? Владимир Валуцкий написал связующую историю самого Конан Дойла, которого сыграл Алексей Петренко. Мы сняли эти эпизоды, где Конан Дойл со своим секретарем Вудом создаёт сборник рассказов о Шерлоке Холмсе. Из наших прежних фильмов мы выделяли отдельные истории и после очередной дискуссии Конан Дойла с Вудом вставляли эти эпизоды целиком. Так получились новые серии по пятьдесят две минуты. Сериал называется «Воспоминания о Шерлоке Холмсе».
А дальше нам на горло наступил капитализм. Оказалось, что права на все фильмы о Холмсе «Ленфильм» продал «Медиа-Мосту» Гусинского и Владимира Досталя. И те потребовали от ОРТ компенсацию за использование в новом сериале материалов прежних фильмов. Состоялся суд, и новый фильм был арестован. Теперь все наши труды лежат на полке и ждут неизвестно чего. Единственное, что согревает душу, – то, что всё-таки где-то на полке лежит новенький, свеженький киноматериал.
На самом же деле, эпизоды прежних фильмов попали в новый сериал не целиком, а с очень большими сокращениями. Простая арифметика говорит о том, что даже если классические пять фильмов порезать по 52 минуты, то понадобится не 13 серий, а все 15. Убедитесь сами:
Длительность классических фильмов (11 серий):
(68 + 65) + (64 + 65 + 65) + (74 + 73) +
(72 + 73) + (78 + 71) = 768 мин
Длительность нового сериала (13 серий):
52 х 13 = 676 мин, из которых больше двух часов составляет новый материал.
Таким образом, из оригинальных фильмов про Холмса и Ватсона было выброшено почти 4 часа, т. е. почти треть! Были безжалостно удалены не только самые вкусные, самые остроумные реплики и диалоги, превосходные эпизоды и музыкальные темы, составляющие соль и шарм шедевра, но и большие смысловые куски, что для детектива (в каком бы жанре ни был сделан фильм, нельзя забывать, что сюжет его основан на детективе) совершенно неприемлемо. Кроме того, серии изменили свой порядок – например, самая первая история о «Пёстрой ленте» здесь стала одной из последних – и развитие отношений между главными героями, составлявшее одну из главных «изюминок» классических фильмов, утратило всякую хронологию. Действие стало пресным, скомканным, рваным, нелогичным, а будучи перемешанным наподобие винегрета с историей про самого Конан Дойла, и подавно трудным для осмысления. Пришлось отказаться и от легендарных титров, сделанных художником Виктором Оковитым. И, наконец, фильм «усох» не только поперёк, но и вдоль: от обычного телевизионного кадра с пропорциями 4:3 были отрезаны верх и низ, чтобы превратить его в широкоформатный. Парадоксальная штука – стремясь показать прекрасный фильм зарубежному зрителю, авторы новой версии изъяли из него всё то, что делало его прекрасным и выгодно отличало от зарубежных аналогов. Обрезанный вариант потерял перед ними всякое преимущество, и хвастаться стало в общем-то нечем.
Василий Ливанов, актёр:
Масленников пошёл на поступок, который в одном из интервью сам же признал шкурным. Он решил снять фильм о том, как Конан Дойл ненавидел Шерлока Холмса, а нашу с Соломиным работу превратить в иллюстрацию к этому фильму. То есть сбить всю её значимость. Я очень резко выступил против этой телевизионной поделки. Почему? Да потому что есть цельная гармоничная работа. Именно её стилистика, созданная оператором, привела к такому успеху. И этот успех превращать в иллюстрацию к другому фильму?! По меньшей мере не умно. Радоваться надо успехам, а не пытаться всячески кричать: «Ах, это я, я и только я». Вот и докричался – эта его затея, шкурная, с треском провалилась. Она и не могла не провалиться. Мне его просто жаль. Если бы был жив блестящий оператор Юра Векслер, разве бы он позволил ему это сделать? Ведь Масленников нас просто использовал. Причем ни меня, ни Виталия в известность не поставил. По меньшей мере он повел себя неэтично. Не-э-тич-но. Я тогда спросил Соломина: «Как ты считаешь?» «Абсолютно на твоей стороне. Но мне, – говорит, – работать с Масленниковым. Если я сейчас выступлю, должен буду отказаться от роли».
Игорь Масленников, режиссёр:
Я не знаю, почему Василий Борисович на меня так взъелся. Само мясо – бифштекс – оставалось, гарнир только прибавился: пришлось придумывать какую-то историю – начинку, связывающую все эти рассказы. А Ливанов, видимо, решил, что мы жутко заработали. Как мне потом рассказали, он посчитал, что ему чего-то там недоплатили. А там и платить-то нечего было. Виталий пытался всё как-то сгладить. «Игорь, – говорил он мне, – не обращайте внимания». А тот шумел, галдел, говорил, что, дескать, только Масленников считает себя хозяином этого фильма. Потом, правда, успокоился: позвонил мне, с чем-то поздравил. Сейчас хоть здороваемся при встрече.
Видимо, есть какая-то справедливость в том, что у нового сериала оказалась такая судьба. Провидение оказалось мудрее кинопродюсеров: не имея возможности спорить с авторами на языке искусства, оно нашло способ спорить на языке закона. Впрочем, примерно раз в пять лет сериал всё же показывают: без разделения на серии и без титров. Вероятно, для того, чтобы можно было лишний раз убедиться в его несостоятельности на фоне оригинальных фильмов.
Кстати, и сама первопричина всей этой эпопеи с переформатированием, а именно зарубежные требования к хронометражу сериалов, представляется сомнительной. За примером далеко ходить не надо: в мини-сериале "Sherlock" 2010 года производства BBC (очень близком по формату к нашему Фильму, т. е. 3 серии в сезоне), длительность каждой серии составляет полтора часа.
Остаётся лишь надеяться, что когда-нибудь здравый смысл возобладает и эпизоды про самого Конан Дойла – единственное, что оправдывает существование этого сериала – будут официально смонтированы в самостоятельный фильм и перестанут быть «гарниром» к изрядно обглоданному «бифштексу». Этого достойны как сама тема, никогда более не поднимавшаяся в отечественном кинематографе, так и отличные актёрские работы Алексея Петренко, Сергея Бехтерева и Марины Левтовой, для которой эта роль стала последней.
|