Когда Игорь Масленников запускался с первой серией «Шерлока Холмса»,
он думал, что это затея на год, на два. Это же не такая история
как «17 мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя»,
где экранизируется целый роман. Выяснилось, что зритель требует
нового и нового Шерлока Холмса. И режиссер, у которого были свои
творческие планы, и художники, и артисты вынуждены были просто
под давлением зрителей выпускать новых и новых «Шерлоков Холмсов».
Игорь Масленников, режиссёр:
Не то чтобы мы этого очень хотели, а скорее
заказчик – Центральное телевидение – и зрители все время требовали
продолжения. После показа первого фильма начался такой обвал писем,
что деваться уже было некуда. Дунский и Фрид не могли больше заниматься
этим материалом – у них была другая работа, поэтому я продолжил
снимать с другим сценаристом – Владимиром Валуцким, придумавшего
к тому времени картины «Начальник Чукотки» и «Семь невест ефрейтора
Збруева». Мы сделали второй, трёхсерийный фильм о жестоком поединке
Холмса с коварным профессором Мориарти. Кстати, это мой любимый
фильм, мне кажется, там всё получилось как надо.
Владимир Валуцкий, сценарист (2 фильм):
Экранизация, дух которой был уже задан двумя
первыми сериями Фрида и Дунского и игрой этих актёров, легла мне
на душу. Мы дальше слегка усилили чуть пародийную - в хорошем
смысле - ноту.
Игорь Масленников, режиссер:
Я ведь вообще никогда не собирался делать эту
историю такой затяжной. Это было просто требование зрителей. Каждый
раз мы начинали, делали какое-то другое кино, потом опять этот
Холмс. Короче говоря, это длилось 8 лет.
Конан Дойл в конце концов возненавидел своего Шерлока Холмса.
Он считал, что рассказы о проклятом сыщике отвлекают его от настоящего
дела – серьёзных исторических романов. Но сам король Эдуард просил
воскресить уже убитого писателем Холмса. Вот и Масленников без
всякой охоты взялся за последний фильм Приключений Шерлока Холмса
и доктора Ватсона «Двадцатый век начинается».
Игорь Масленников, режиссёр:
Надо сказать, что вся моя работа над «Холмсом»
была очень похожа на работу самого Конан Дойла над своими рассказами.
Как известно, он не собирался так много писать о Холмсе. Но первые
рассказы стали настолько популярными, что народ требовал ещё.
Когда я думал, что на этом мы уже и закончили, бросался в сторону
снимать что-нибудь другое, то мне напоминали, что надо ещё что-то
снять о Шерлоке Холмсе. Я считаю, что уже пятый фильм – «Двадцатый
век начинается» – можно было бы и не делать. Начались повторы,
в общем, мы выдохлись. Мы повторяли судьбу Конан Дойла, связанную
в том числе и со смертью героя. Мы получили огромное количество
писем-протестов с требованиями оживить умершего. Пришлось продолжать…
Меня иногда спрашивают: «Если был бы жив Виталий
Соломин и вам предложили бы снимать продолжение «Шерлока Холмса
и доктора Ватсона», вы бы согласились?» Это нереально. Ведь мы
все, и актёры в том числе, прошли все этапы взросления наших героев.
Мы и за восемь-то лет сильно изменились. Погрузнели, что ли… Вы
ведь видите, какими молоденькими были и Василий Ливанов, и Виталий
Соломин в первых сериях. Да и Рина Зеленая умерла… Но дело не
только в этом, а прежде всего в том, чтобы вовремя остановиться
и уходя – уходить. Нельзя два раза вступить в одну реку.
|